Алексей White-Ra Крупник

Алексей White-Ra Крупник является легендой киберспорта. О том, как все начиналось, и чем сейчас занимается Алексей рассказал нам в своем интервью.

— Алексей, вы стали известным профессиональным спортсменом благодаря Старкрафту?

— Да, так точно. Играл в Starcraft Brood war (первая часть Starcraft) и Starcratf II. Начал играть еще в 1999 году, тогда первый раз друг на турнир притащил, причем в тот момент у меня была поломанная рука и пользоваться мышкой было не совсем удобно, но это впоследствии дало дополнительную мотивацию, так как парочку игр нам удалось выиграть. С того времени начал профессионально играть, не пропуская чемпионаты. В те годы основная турнирная активность в нашей стране проводилась в маленьких компьютерных клубах, где было четыре или максимум восемь компьютеров. Еще не было глобальных мероприятий, только в Южной Корее в то время проводились соревнования, где по пять, десять тысяч зрителей собиралось на финалах. По сути это были самые истоки. У нас долгое время существовал только один международный чемпионат, World Cyber Games. На него раз в год проводились отборочные, сначала городские, потом всеукраинские, и победители представляли свою страну на мировом финале за пределами Украины. Это состязание проводилось в Южной Корее, США, Сингапуре, Италии, Германии, Китае. Первый раз я выиграл такой глобальный чемпионат в 2003 году и полетел в Южную Корею представлять Украину, гордость меня переполняла, когда стоял на пьедестале почета. Понимаешь, что все твои усилия были не напрасны. Кроме кубка и медали, домой я привёз ноутбук, который потом продал за одну тысячу четыреста тридцать долларов и принес эти деньги домой (это была большая сумма на то время, на них в 2003 году можно было купить «шестерку»). И наконец доказал самому себе и другим, что твое хобби может приносить кроме удовольствия от процесса так же доход.
Тогда меня все отговаривали, советовали не заниматься ерундой «играть», а сосредоточится на чем-то полезном для поддержания штанов в будущем.

— Помните первую компьютерную игру, в которую вы играли?

— Наверное, это был морской бой, а вот первая настоящая интересная стратегия была «Война в дюнах».

— Первый компьютер, на котором вы играли?

— Это был кассетный, я уже не помню название, может Sinclair, но загрузку игры надо было ждать 5-10 минут и были характерные звуки пиу.. пиу.

— Кем вы мечтали быть в детстве? Все-таки, вы не думали, что станете киберспортсменом.

— Да конечно я не задумывался об этом, мне, как и всем детям, нравились космонавты, а в одно время мечтал стать пожарником.

— А родители хотели, чтобы вы выбрали какую профессию?

— Знаете, они просто хотели, чтобы я работал по специальности и у меня была пенсия. Они меня долго отговаривали. Верите, была целая война. Говорили, что я занимаюсь ерундой. Настаивали на том, чтобы окончил институт. Шел работать по специальности, чтобы накапливался трудовой стаж.

— Удалось совместить институт и киберспорт?

— В итоге да, сдержал обещание, данное себе и окружающим. Правда, брал академ. отпуск, причем он затянулся на 2-3 года, но в итоге вернулся на заочный, защитил диплом, не платя ни копейки, сам написал дипломную работу и получил на защите 5 баллов. Темой дипломной работы была «Экологические проблемы стран Юго-Восточной Азии». Так как на то время я уже часто участвовал в турнирах в Китае и Южной Корее и смотрел как они решают свои экологические проблемы. Учился я как раз в Одесском национальном экологическом университете, и мне были интересны проблемы экологии, любил смотреть фильмы Жак-Ив Кусто. В начале был на факультете океанологии, а после того как распилили корабль «Юрий Гагарин», я разочаровался и перешел на экологическое право.

А вообще приходилось работать и грузчиком, заправщиком, в журнале писать статьи, журналистом на двух телеканалах.

— Что означает ваш ник White-Ra?

— White это наша первая одесская команда, где мы собрались с друзьями, привезли два компьютера на квартиру к другу и там усердно тренировались, потом еще добавили два компьютера и играли уже два на два, это помогло поднять очень сильно наш уровень. Благодаря чему в 2001 году мы выиграли турнир среди стран СНГ, где были лучшие команды и игроки. Мы заняли первое и второе место, в командном турнире. В Симферополе на чемпионате ForStar 2001. Кстати его организовывал Олег Сенцов, мой хороший друг и старкрафтист. Он тоже прогеймер, создал много интересных мероприятий и команд в Симферополе, которые выступали на очень высоком уровне. Многие не знают, но он был прогеймером, и я с ним не раз встречался на разных турнирах. Олег в Одессу приезжал и ко мне в гости, мы очень дружили. Сейчас по сложившимся обстоятельствам мы не можем общаться. Надеюсь, он скоро вернется и продолжит снимать свои фильмы. Он снял фильм «Геймер», достаточно интересный, с глубоким смыслом. Съемки фильма проходили и в 2010 году, в кадре есть кубок. Это кубок, который я выиграл на последнем WCG по первому старкрафту, и дал Олегу для съемок.

Что касается ника Ra — я очень любил египетскую мифологию, поэтому Ra (ра) в моем нике позаимствовано из нее и означает Бог Солнца. Ведь я из солнечного города Одессы.

— Алексей, по вашему мнению, профессиональный игрок и обычный игрок, в чем отличия?

— Считать профессиональным игроком можно того, кто, используя свое увлечение, начал получать доход и по сути это стало его работой. Когда хобби переросло в профессию, т.е. благодаря своим талантам, навыкам он начал зарабатывать деньги получая призовые от турниров, от команды зарплату, стримов и, конечно, доход от работы со спонсорами и партнерами. Такой доход, который позволяет чувствовать себя комфортно и обеспечивать свою семью.

— Поменялось мнение ваших родителей относительно компьютерных игр? Удалось ли вам изменить их мнение?

— Да, конечно, удалось. На протяжении всей жизни с этим мнением боролся. В первую очередь, важно было самому себе доказать то, что ты можешь что-то сделать, а потом уже и окружающим. Когда ты больше выигрываешь и приносишь какой-то доход в семью — платишь за квартиру, покупаешь продукты, начинаешь заботиться. Это уже уважают. У людей старого поколения какие стереотипы? Многие путают киберспорт, в Европе и во всем мире его называют E-Sport — электронный спорт, с игровой зависимостью, скажем так играми он-лайн, казино, какими-то игровыми автоматами и все это спихивают в одну кучу. А киберспорт как раз отличается тем, что ты играешь не против компьютера, а игра идет между такими же людьми, как и ты. В эти игры играют миллионы, десятки миллионов людей, и нам как существам социальным интересно есть, было и будет в будущем соревноваться, доказывать свою крутизну среди таких же, как и ты, т.е. киберспорт, самые популярные игры в нем предоставляют такую возможность.

Всегда человек будет соревноваться в чем-то друг с другом, но киберспортивные игры дают возможность проявить себя, скажем так, удовлетворить свое Эго какими-то результатами, показать свою крутизну перед другими. А вот бессмысленно играть сутками за компьютером, особенно, в игры, которые требуют твоего постоянного присутствия, это уже не киберспорт, а что-то другое. Многие играют просто, чтобы уйти от проблем и расслабится, но всему нужно знать меру. Киберспортсмен — это такая же профессия, как и все остальные.

Спустя годы я смог достучаться до окружающих, и они поняли, что это все серьезно. Многие просто путали игровую зависимость и профессионализм. Киберспортивные игры дают возможность проявить себя в какой-то новой роли, показать свою крутизну перед другими или же просто умерить свое ЭГО.

— Какой матч был самым тяжелым, а какой самым легким для вас в вашей карьере?

— Я бы не сказал, самым тяжелым или легким, а предпочел бы сказать важным. Все игры по сути сложные. Наверно самый тяжелый был в 2011 году на турнире Dreamhack invitational, который проходил в Стокгольме. По мнению организаторов, были приглашены восемь лучших игроков в мире. Мне удалось пройти до финала без поражений, а в финале до трех побед я встретился с 2-х кратным чемпионом мира MC — корейцем. Так вот, в той игре я ввел со счетом 2-0, т.е. на макроиграх победил его, а потом он три игры подряд меня зарашил. Вот это было такое обидное поражение. Самая запоминающаяся игра была в 2009 году на турнире IESF в Корее, я оказался в группе с легендой корейского киберспорта Lim Yo Hwan — SlayersBoxeR. Этот человек был первым корейским чемпионом по старкрафту и благодаря ему началось активное развитие всего киберспорта. Он еще в начале двухтысячных собирал стадионы своих поклонников и выигрывал самые значимые турниры, которые проходили тогда в Южной Корее. Мы играли в групповой стадии, с группы выходил только один человек, и матч транслировался на национальном игровом корейском телеканале. Была упорная борьба, и мне удалось его победить, заняв первое место, вышел в плейофф, но сам смысл был не в выигрыше денег или призового фонда, а в том, что ты встретился со своим кумиром, легендой, благодаря которому начал увлекаться старкрафтом.

 

Помню, как мы сутки ждали, чтобы скачать видео и посмотреть, как проходили соревнования в Корее в начале двухтысячных с его участием. Когда закончился мой матч с SlayersBoxeR, он вышел из кабинки и направился ко мне, я заметил это и пошёл к нему на встречу, он поздравил меня с хорошей игрой и победой. С того времени мы общаемся, дружим. Он очень манерный человек, поэтому от этой победы я получил массу удовольствия, меня поздравляли европейцы, американцы. Вечером прогуливаясь по Сеулу, меня узнавали корейцы на улице и приглашали в свои заведения в знак уважения предлагали угощения, выражали свое восхищение, так как я победил самого Slayers BoxeR. Это было самое запоминающееся.

— Алексей, вы являетесь совладельцем одесского киберспортивного клуба «Skill». Как у вас возникла идея сделать свой клуб?

— По сути, киберспорт развивался спонтанно, но турниры проходили в клубе, и для того, чтобы воспитывать будущих чемпионов, нужно делать какие-то интересные мероприятия — турниры. Киберспорт развивался с маленьких заведений – клубов. Вначале мы играли клан против клана, один клан сидел в одном клубе, другой в другом, и тренировались, чтобы кого-то победить. Потом район против района, город против города, страна против страны, так все начиналось. Однако, почти все профессиональные команды и игроки, завоевывавшие титулы и представляющие свою страну на турнирах, начинали свою карьеру с турниров, проводившихся в небольших компьютерных клубах. Естественно, как родоначальник всей этой индустрии, меценат, я не мог пропустить то, что у нас в Одессе не было достойного клуба, где бы могли ребята тренироваться и участвовать в турнирах. Я со своим кумом — Андреем Вороновым решили в Одессе открыть это заведение, но не просто зарабатывать деньги на сдаче в аренду компьютеров, а, в первую очередь, благодаря своему опыту создать такой клуб, где бы, поставив себя на место игрока, самому хотелось тренироваться и проводить время. Естественно, мы по всем европейским стандартам обустроили компьютерные поля, таким образом, чтобы игроки почувствовали себя действительно важными людьми, и получили все те условия, которые доступны профессиональному игроку. Конечно, это помогает развивать уровень мастерства, люди общаются, создают команды, меняются, и уже выступают хорошо на всеукраинских соревнованиях. Мы развили эту структуру и дали возможность новому поколению себя проявить. Тем более каждую неделю мы проводим несколько чемпионатов, которые с удовольствием посещают десятки команд и сотни зрителей.

— На сегодняшний момент вы не считали, сколько турниров вы уже провели?

— Я точно скажу, что больше восьмидесяти, причем были очень знаковые, например, всеукраинские и даже международные по старкрафту, на которые приезжали люди из других стран и регионов. Сейчас кстати мы проводим школьную лигу по игре Dota 2, где представители школ из 6 городов соревнуются между собой. В будущем много идей и различных проектов хотим реализовать, в том числе проведение международных соревнований, на которые планируем приглашать как европейских игроков, так и корейских.

— Были у вас идеи стать тренером или владельцем команды?

— Конечно, были. Заниматься командой — это надо потратить все свободное время потому что это уже бизнес-проект по сути. Для того чтобы создать нормально действующую команду, нужно привлекать спонсоров. Для того чтобы привлечь спонсоров, команда должна вначале показать результат, так как никто не будет платить непонятно за что. Чтобы достигнуть результатов, нужно натренировать команду, это как минимум процесс, который занимает от 3 до 6 месяцев. При этом нужно быть тренером, смотреть за игрой каждого игрока, но еще важно быть очень хорошим психологом, потому что в командах всегда есть какие-то разногласия, и столько ситуаций, когда игроки ругаются, а это мешает игре и коммуникации. Поэтому, для себя я выбрал дисциплину один на один, где ты рассчитываешь только на себя и можешь винить только себя в поражении. В командных играх всегда, если команда проигрывает, ты можешь сказать, что играл очень классно, а проиграли из-за твоих товарищей по команде или тебя не так поняли. Конечно, я рассматривал эту идею, мне предлагали и менеджером поработать. К сожалению, на это просто нет времени, так как есть основная работа в Twitch, а свободное время я уделяю меценатству – поддержке мероприятий, участию в небольших проектах и, конечно, семье нужно тоже уделять время. У меня ребёнку 2,5 года, нужно заниматься его воспитанием, а мне приходится много времени тратить на командировки.

В юношестве очень много времени провел за компьютером, если посчитать, то больше десятка тысяч часов проиграл только в старкрафт, а это больше года просидел за компьютером — постоянные тренировки, турниры. Хочется чем-то другим более созидательным заняться, и не останавливаться на популяризации киберспорта, естественно, и сделать что-то полезное как для сообщества, показать, что в киберспорте сидят не простые задроты, а люди, всесторонне развитые т.е., не только умеющие играть в игры, а которые еще занимаются благотворительностью, у них есть работа, и также киберспортсмены могут быть социально полезными людьми в обществе, осуществляя гуманитарные проекты, помогать окружающим, а не только пользуются благами цивилизации.

— Мы говорили о поиске спонсоров. В свое время вы сменили свой ник с White-Ra на Duckload-Ra это было условие спонсорского контракта?

— Да, было время. Ник я сменил так как не смог написать Duckload-White-Ra. Такой длинный ник не позволял сделать battlenet. Если было бы такое возможно, я естественно так и оставил. Добавление в ник Duckload было условием контракта со спонсором. Duckload — это был большой файлообменник, я с ним на прямую работал, и мне предложили зарплату в два раза больше, чем я получал в команде. На тот момент я был игроком команды mousesports. За свою карьеру я поменял десятки команд мирового и локального уровня. Никто не заставлял менять ник, просто он не помещался. С ребятами я проработал год, и совладелец этого сервиса порекомендовал развивать свой собственный бренд, а не играть в команде. Это намного сложнее, так как нужно самому вести переговоры со спонсорами, покупать билеты, бронировать гостинцу, проводить стратегическое планирование, но с другой стороны, ты выбираешь с кем ты хочешь работать, никто тебя не заставляет делать то, что тебе не нравиться, и нету обязательств перед командой. Дальше начал работать с Thermaltake (Tt sport), предложил им запустить линейку девайсов с моим именем: мышки, коврики и наушники. На то время такое делали не многие производители. Thermaltake продал их десятки тысяч единиц. Также сотрудничал с одним из ведущих производителей материнских плат – компаний AsRock, и другими компаниями на прямую.

-А почему сейчас Twitch? Это переход в стрим?

— Я уже давно являюсь сотрудником данной компании, и нахожусь в отделе по работе с партнёрами. Так получилось, что я выиграл первый турнир от Justin.tv Это предшественник Twitch. В начале было название Justin.tv, потом поменяли на twitch.tv В 2009 году они организовывали первый турнир по старкрафту с Onlines и призовым фондом 1000 долларов. Это были большие деньги для онлайн турнира. Мы тогда играли на сервере, был судья, после игр мы не имели права говорить результат. Когда организаторы собрали демки — то сделали он-лайн трансляцию, так начинались первые профессиональные стримы. Когда я впервые попробовал свои силы в стриминге, использовал площадку Own3d, это был конкурент Justin.tv на то время. Own3d это европейская компания, а Justin.tv американская компания. На мой первый стрим пришло больше 13 тысяч зрителей, т.е. это был большой успех. Естественно такое событие заметили мои друзья американцы из Justin.tv, и предложили мне контракт, по которому можно зарабатывать деньги на трансляциях. Для меня это было что-то не вероятное, ведь я готов был платить компании за то, чтобы получить возможность трансляции на широкую аудиторию, рекламируя спонсоров. Они пришли ко мне и предложили — давайте поработаем. И Justin.tv это сделал первым, хотя на месте менеджмента Own3d, увидев популярность стримов, я бы предложил человеку сразу заключить контракт. Начав делать пробные трансляции на Twitch, к своему удивлению я заметил, стало приходить очень много зрителей – до десяти тысяч на то время, хотя даже сейчас это не маленькая аудитория.

Большинство моей аудитории были американцы, и за одну трансляцию можно было заработать 500 долларов, особо не запуская рекламу, не было подписок, без донатов. Просто находи время для стрима. По сути это была мечта многих людей — играть, получать удовольствие от того, что ты делаешь, и на играх зарабатывать деньги. Это заставило задуматься о том, что можно выиграть турнир на 2010 год, призовые были около десяти тысяч долларов, а для этого нужно было пахать, потеть. Одно дело — обыграть одного корейца, ведь они самые лучшие в старкарфте, а другое дело — троих, четверых, это намного сложнее, и выиграть первое место — десять тысяч, а другое дело — ты можешь сделать от десяти до двадцати трансляций в месяц, и получить те же самые деньги, плюс принять участие в турнире, хотя конечно не занять первое место, а попасть в тройку призеров, например.

Стрим позволяет также сделать тебя более медийным. Он запоминает твои фишки, твои высказывания. Например, я придумал фразу специальная тактика (special tactics) — сделать какое-то неожиданное и интересное действие, которое тебе приносит успех, это до сих пор мем. More gg more skill т.е. чем больше проигрываешь, тем больше скил ты получаешь. Всегда обучал сообщество и молодых игроков правильно себя вести, в работе с аудиторией, со спонсорами, со взрослыми людьми, потому как до сих пор отношение к киберспорту у старшего поколения не сильно приятное, я бы сказал даже предвзятое. За всю свою карьеру я старался ни в коем случае не допустить не одного плохого поступка, соблюдать правила хорошего тона. Когда ты проигрываешь, пишешь GG и выходишь, не допускаешь оскорбления в сторону своего оппонента. К сожалению, это не многие понимают, особенно в порыве эмоций могут позволить разные гадости сказать. Моя задача в Twitch была на своем примере обучить наших топовых партнеров как себя вести, и как зарабатывать деньги, работать с аудиторией. Потому, что каждый из них имеет очень большое влияние на сообщество, и чем образованнее будет наш партнер, тем лучше он будет влиять на сообщество.

— По вашему мнению, Алексей, что ожидает киберспорт в будущем, и как он будет развиваться?

— Он будет развиваться колоссальными темпами. По прогнозам в 2020 году объем денег в киберспорте будет составлять более 2 миллиардов долларов. Сейчас люди, которые активно участвуют в киберспорте, это фанаты и люди, которые играют в популярные компьютерные игры CS:GO, Dota 2, PUBG, Legue of legends, Fortnite, Starcraft, Hearthstone, Heroes of storm и другие более мелкие компьютерные игры, и как минимум один раз заходят на какие-то сайты, смотрят за новостями, покупают какую-то продукцию, связанную с командами, за которые они болеют, это аудитория порядка 240 миллионов человек, а спустя два года это будет 280-300 млн. человек.

P.S. Если ты искренне к чему-то стремишься, то рано или поздно ты этого достигнешь. Но одного желания тут мало, нужны активные действия.